Таймырское благочиние - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Богоявленский храма сельского поселения Хатанга

Богоявленский храм

По-видимому, раньше всех появилась церковь в зимовье Хатангском на Восточном Таймыре. По литературным источникам трудно восстановить точное начало её существования, но известно, что в середине XVIII века Богоявленская церковь уже существовала, и даже была сделана попытка организовать там школу.

В 1788 году игумен Туруханского Троицкого монастыря Мисаил, назначенный проповедником по Туруханской округе, предпринял поездку в Хатангский погост для заложения там церкви. Земские власти преследовали проповедника на всём его пути, отказав ему в подорожной. После поездки в Хатангский погост игумен Мисаил писал, что и в его время случались те же скорби, что и с первопроповедниками Евангелия. За год тяжкотрудных путешествий по северным краям и, даже при благоприятном содействии туруханского священника-переводчика отца Алексия Уксусникова, он приобрел для Церкви только 17 душ и уйму неприятностей. Шаманство и извечный жизненный уклад коренного населения были серьезной преградой его проповеди. Его совершенно обескураживало двоедушие просвещаемых, которые часто просили себе льгот и материальной выгоды. На своём пути он один лишь раз встретился (на зимовье Чёрном по р. Пясине) со специально приехавшим сюда некрещёным самоедским старшиной Ледоуем, в котором можно предполагать авамского нганасанина. Тот через переводчика просил миссионера написать письмо ясачному сборщику, чтобы он не торопил их с ясаком, а на предложение креститься, по  словам Мисаила, ответил: "Да, хорошо креститься!.. Вот один из наших крестился, тунгусской орды, Егором зовут. И что же? Он поставлен в крестьянство. Теперь он и подушные платит, да и наш ясак – тоже. Для чего же креститься? Разве для того, чтобы двойное платить?"[1]. Ответ свидетельствовал о хорошей осведомлённости старшины и соответственно об устойчивом нежелании креститься.

 

[1] ЕЕВ № 2 за 1887 г.


Назад к списку